Профессиональные качества психолога
Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии, педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, а также знания в области концепций современного естествознания. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".
Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист. [4,233]
Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
В области психологии специалист должен:
· понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
· владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
· понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
· знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
· знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
· понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
· знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
· знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
· знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
· знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
· иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
· знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
· знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
· знать основные закономерности психологии образования;
· знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
· иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
· знать основные сферы и виды деятельности психолога;
· знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
· знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
· владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии. [4,234]
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
1) общая психология
2) психология личности
3) социальная психология,
4) политическая психология
5) психология менеджмента
6) психология труда и организационная психология
7) клиническая психология
8) психофизиология
9) специальная психология
10) психология развития и возрастная психология
11) педагогическая психология
12) психологическое консультирование
13) психология социальной работы
14) юридическая психология
Интересные материалы:
Группа параноиков
Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его повед ...
Социально-психологический климат группы
совместимость срабатываемость группа
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, а именно характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение – влияют на успешность совместной деятельности, на удовлет ...
Современное состояние научного изучения
проблем политического имиджа
В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологи ...