Основные понятия в системе профессиональной ориентации

Информация » Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования » Основные понятия в системе профессиональной ориентации

Страница 3

3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;

4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;

5. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;

6. Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;

7. Профессиональное мастерство: на эту стадию переходят лишь те работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.[11]

Немаловажную роль в системе профессиональной ориентации играет профессиональное развитие

. Профессиональное развитие – это длительный, обычно необратимый процесс, имеющий вполне определенную «регулярную» структуру, складывающийся из серии непрерывных выборов, достигающих стабилизации лишь в зрелые годы, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.[12] Д. Сюпер выделяет основные стадии профессионального развития, здесь будут рассмотрены те стадии, которые проходит молодой человек:

1. Стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет): выбор профессий происходит под влиянием фантазий с 4 до 10 лет, интересов с 11 до 12 лет и способностей с 13 до 14 лет.

2. Разведка или исследование (15 – 24 года): включат временное занятие (15 – 17 лет), переходный период (18 – 21 год), в котором ненадежные решения переносятся на реальный мир работы или учебы, и «опробование» (22 – 24 года), когда выбор проверяется в реальном труде.

3. Стадия упрочнения, в которую входит «пробная» подстадия (25 – 30 лет).[13]

Еще одним не мало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность– это соответствие личностных хврвктеристик обследуемого требованиям прфессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.[14] Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.[15]

Кроме того, важную роль при профессиональной ориентации молодежи играют профессиограммы. Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по состоянию здоровья.[16] Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Она направлена на создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.

Существует множество понятий профессиональной ориентации

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Тон
В своём первом, логически первичном, речевом значении рассматриваемое слово обозначает определённое свойство звучащего голоса, а именно тон – это «высота звучащего в момент речи голоса». Таким образом, вопреки бытующему мнению о том, что ...

Развитие и воспитание
Что же должна развивать "педагогика развития"? Возможен общий ответ: человека, ребенка, личность, индивида, индивидуальность. Мы видим, что уже на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к различным объектам. &quo ...

Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие музыкального произведения
Современный взгляд на культуру рассматривает ее как "среду, формирующую ценностно-смысловые схемы мышления" (В.Р. Дулат-Алеев), причем одной из самых влиятельных является ее символическая концепция: "Культура - это система ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru