Психологические причины

Информация » Причины возникновения пессимизма у несовершеннолетних "группы риска" » Психологические причины

Страница 1

Формирование личностных качеств несовершеннолетних происходит не только под воздействием внешних факторов (семья, родственники, друзья, одноклассники и др.), но так же зависит от внутренних. К ним можно отнести темперамент, эмоциональное состояние, интересы, потребности, характер и др.

Изучению темперамента уделяется много внимания, так как в психологии именно он считается биологической основой личности, на которой формируется психологическая индивидуальность. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. [4, с. 48] Принято выделять четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях.

Холерик отличается повышенной возбудимостью. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, медленным формированием новых форм поведения, которые, однако, однажды выработавшись, являются стойкими. В одних случаях может характеризоваться выдержкой, постоянством, в других – вялостью, безучастностью к окружающему, безволием, слабостью эмоций.

Меланхолик застенчив, робок, нерешителен. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного. Ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.[18, с. 266] По вышеизложенному описанию, можно сказать, такое качество как пессимизм наиболее характерен для холериков и флегматиков.

Хотя темперамент не играет определяющей роли в развитии личности несовершеннолетнего, тем не менее, проявления темперамента в определенных ситуациях могут оказаться решающими в развитии той или иной формы поведения. Свойства темперамента способны как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт характера. Дисгармония темперамента ребенка и семейной обстановки, как указывают психологи А.Томас и С.Чесс, являются важным фактором в развитии у детей проблем, связанных с поведением.[3, с. 96]

Все действия человека, а особенно детей, сопровождаются эмоциями, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения к миру и людям, процесс и результаты их практической деятельности.

У человека главная функции эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его личность, его характер, индивидуальность. [24, с. 86]

Значение интересов чрезвычайно велико: по их содержанию, по анализу того, что увлекает несовершеннолетнего и что оставляет его безразличным, во многом можно судить о развитии личности. В большинстве случаев дети интересуются тем, чем интересуются его друзья.

Иногда может наблюдаться сложный и крайне серьезный по своим последствиям феномен полного отсутствия интересов. Необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отличается у несовершеннолетнего с ярко выраженной тенденцией "отказа от усилия". Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя.[6, с. 64]

Интересы тесно переплетаются с потребностями. Человек постоянно в чем-то нуждается, в первую очередь в еде, сне, одежде, общении и т.п. Для несовершеннолетних характерно то, что чаще всего у них нет возможности реализовать свои потребности самостоятельно. Они ищут другие занятия, которые бы их удовлетворили. И очень часто эти дети становятся на преступный мир, так как не имеют опыта удовлетворения своих потребностей социально-приемлемым способом.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человека является воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, ...

Восприятие детей на разных этапах развития
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Теле-и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмовов и фильмов для них ...

Стыд
Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживани ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru