Социальные причины
Не только отношение сверстников, но и влияние средств массовой информации приводят к изменениям в поведении. Основная проблема детей как аудитории телевидения заключается в соблюдении баланса между ограничением и развитием (воспитанием). Все дискуссии о роли телевидения в формировании духовного мира ребенка характеризуются амбивалентностью и крайностью позиций, учитывая широкие возможности воздействия, телевидение трактуется и как опасность "растления" неустойчивого внутреннего мира ребенка, который, следовательно, требует защиты от "телевизионного монстра", и как эффективный инструмент и помощник родителей в воспитании, обучении и социализации ребенка.
Необходимо отметить то, что из всех средств массовой информации телевидение занимает ведущее место и есть форма популярной культуры конца XXв. Больше всего времени несовершеннолетние проводят за просмотром телепередач. В среднем процент детей, охваченных телевидением, варьируется от 68,6% среди дошкольников, до 77,1% - среди старших подростков.[12, с. 44] [Приложение 1]
То, что телевидение предлагает детям – лишь малая доля того, что реально потребляется ими. На самом деле более всего дети смотрят взрослые передачи, в первую очередь, кинофильмы и телесериалы. А, как известно, ни один такой фильм не обходится без насилия, лжи, ненависти. Более половины сцен связано с визуальным показом убийств, драк и избиений; каждая десятая сцена связана с межгрупповой агрессией. Чаще всего негативные эмоции возникают у подростков при показе сцен насилия над детьми – 52,4%. На втором месте – насилие над животными (41,1%). Для маленьких детей, для подростков характерен навязчивый страх темноты, смерти, одиночества. [14, с. 101]
Не меньшее значение в формировании у несовершеннолетних внутренних переживаний играют журналы, газеты и т.п. Если раньше были "Пионер" и "Мурзилка", то сейчас большей популярностью пользуются "Cool", "Yes", "Лиза", газеты "СпидИнфо", "Экспресс газета" и др. Всякая похабщина в этих журналах содержится вовсе не на первых страницах. На первых же станицах могут быть материалы о популярных в молодежной среде рок-группах и рок-звездах. Это чтобы привлечь внимание юных читателей с одной стороны, и чтобы усыпить бдительность взрослых, с другой. [14, с. 50] Из всей информации, которую содержат современные молодежные журналы, лишь 20% можно считать полезной и необходимой.
В силу возрастных особенностей дети, безусловно, восприимчивы к воздействию средств массовой информации. Информация, полученная через средства массовой информации, часто оказывается для подростков более значимой и усваивается лучше, чем информация, полученная в семье, школе, и других институтов социализации.
Интересные материалы:
Межличностное общение, его виды и функции
Общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой ...
Группы школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить несколько групп, к которым относятся дети с различными проявлениями ШД.
1. «Норма» – дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в ...
Исследования
природы интеллектуальных способностей в зарубежной и отечественной психологии
Нередко в жизни, встречаясь с различными людьми, мы замечаем, что одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, достигают успехов в деятельности. Поиск причин этих различий подводит нас к понятию «способность».
Под способностя ...