Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознания

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознания

Страница 5

Как подчеркивает В.Е.Борейко, в современном мире христианское духовенство проявляет все большую природоохранную активность, используя для этого церковные проповеди, публикации в духовной литературе, принимая участие в различных экологических форумах и т.п. В современных проповедях подчеркивается, что растения и животные обладают автономным правом на жизнь, независимо от того, приносят они пользу человеку или нет [29].

3. Современная материалистическая (картезианская) наука высшей ценностью считает разум. По мнению С.Д.Дерябо, это приводит к противопоставлению человека миру природы, где человек является субъектом, а природа – пассивная материя, которой человек навязывает свою волю [8]. В картезианском учении господствует представление о том, что природа прекрасна лишь тогда, когда она "облагорожена" человеком. Если христианство лишило природные объекты души, то теперь они лишаются права даже оставаться собой, в своем естественном состоянии. Таким образом, христианство заложило основы прагматического, антропоцентрического восприятии мира природы в сфере чувств, веры, души, а картезианство – в сфере мышления, знания, духа [10].

Таким образом, в новое время сформировалось экологическое сознание, которое характеризуется полной психологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.

Дерябо С.Д. отмечает, что в результате развития отношений с окружающим миром в общественном сознании прочно утвердилась так называемая "парадигма человеческой исключительности", которая определяет самые различные аспекты мировоззрения. Для нее характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих постулатах:

· Кроме генетической наследственности, люди обладают также и культурным наследованием, чем человек принципиально отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует.

· Именно социальные и культурные, а не биофизические факторы окружающей среды являются главными факторами, обусловливающими деятельность человека: человек живет в социальном, а не в природном контексте.

· Технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Базирующееся на ней экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим. Оно пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. В экономических расчетах при планировании нового производства учитывается его прибыльность, рыночная конъюнктура, возможность, но не экологичность [7].

Для антропоцентрического экологического сознания характерны следующие особенности (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1996):

1) иерархическая картина мира: на вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека;

2) утверждение человека как высшей ценности: человек самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право;

3) прагматический характер взаимодействия человека с природой: сущность его выражается словом "использование", т. е. удовлетворение тех или иных потребностей человека: производственных, научных, эстетических и т. д. При этом характер взаимодействия с природой определяется своего рода "прагматическим императивом", правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству, природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная "окружающая среда";

4) распространенность этических норм и принципов только на мир людей, вседозволенность при взаимодействии с миром природы;

5) прагматизм природоохранной деятельности: существует насущная необходимость сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения, при этом дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека [9].

Антропоцентрическое экологическое сознание в настоящее время пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т. д. Его корни настолько глубоки, что не всегда осознаются даже теми специалистами, которые посвятили свою деятельность сохранению мира природы. Как отмечают С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин (1996), цель и девиз даже такой экологически ориентированной организации, как Всемирный фонд дикой природы, имеет антропоцентрическую (прагматическую) аргументацию: "Сохраним мир животных, чтобы и наши потомки могли ему радоваться". Иначе говоря, речь идет о сохранении мира животных не ради самой природы, а ради опять же удовлетворения потребностей человека. Как психологическая черта личности современного человека, антропоцентрический тип сознания настолько устойчив, что люди не хотят от него отказываться. По некоторым данным около 90% читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся образ мира [18].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Семейное благополучие
Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий. ...

Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической ...

Функции воображения и его развития
Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это вр ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru