Формы становления личности в процессе её профессионализации

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Формы становления личности в процессе её профессионализации

Страница 3

В деятельности у субъекта может доминировать направленность первого типа; при этом он как бы привязан к « объектной причинности» и не нацелен на анализ собственной деятельности. Направленность рефлексивного сознания второго типа проявляется в том, что субъект оказывается способным отличить себя от своей деятельности, противопоставить её себе в качестве объекта; только в этом случае его деятельность может стать предметом преобразования и развития. Деятельностно организованное сознание, таким образом, обеспечивает преодоление проблемных ситуаций в деятельности и ее развитие посредством рефлексивного выхода, процедур проблематизации и перенормирования. Соответственно, развитие деятельности понимается здесь как развитие ее средств при сохранении прежней цели.

В психологии плодотворная попытка гносеологизма и субъект – объектных установок в изучении сознания была осуществлена С.Л. Рубинштейном. Он отмечал, что «абсолютизация гносеологического отношения отрицает то, что сознание существует в бытии».

Очевидно, что содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере, а в самой практике реальной жизни и для этой жизни[20]. Одновременно С.Л. Рубинштейн обращается к проблеме рефлексии. С появлением рефлексии сознание выступает «как разрыв, как выход человека из непосредственной поглощенности процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, для суждения о ней».

Следует специально отметить, что при такой трактовке рефлексии впервые становиться понятной возможность ценностного и ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности.

Таким образом, и в методологическом подходе Г.П. Щедровицкого, и в работах С.Л. Рубинштейна преодоление установок гносеологизма при трактовке сознания осуществляется за счет обращения к категории «рефлексия».

Г.П. Щедровицкий и его последователи берут в качестве исходной основы, предельной онтологии мыследеятельностную реальность как универсум идеальных схем и средств деятельности. С.Л.Рубинштейн одним из первых вводит принципиально новую онтологию человеческой психологии, которая задается базовым отношением «Человек – Мир». Человек в этом отношении выступает как часть бытия, но как такая часть, которая преобразует все бытие». Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека». Иными словами, сознание и деятельность здесь оказываются предельными и взаимосвязанными способами бытия человека в мире; ни один, ни другой способ вне этой взаимосвязи не может быть адекватно понят (отсюда, кстати, известный принцип единства сознания и деятельности).

Сопоставляя две рассмотренные позиции, становится очевидным, что, говоря о « деятельностно организованном сознании», необходимо одновременно удерживать реальность и « сознательно организованной деятельности», и наоборот. Однако здесь и возникает кардинальный вопрос: «А кто, собственно, является субъектом и сознания, и деятельности?» В рассматриваемых позициях ответ на вопрос невозможен, так как в них отсутствует ещё одно (третье) фундаментальное основание бытия человека – общность.

Именно общность, деятельность и сознание в своем единстве составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому и не выводимы одно из другого. Все три стороны целостной человеческой реальности являются одновременно и следствиями, и предпосылками друг друга; здесь все во всем. А потому и психологический анализ конкретных форм этих оснований должен изначально быть ориентирован на целостность типа жизнедеятельности человека в определенной культуре.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Представления о когнитивной дифференцированности как основе интеллектуального развития
Обсуждая проблему интеллектуальных способностей важно отметить, что в психологии интеллекта выделился новый аспект исследований, в которых интеллект раскрывается как «функционирование сложных по компонентному составу многоуровневых когнит ...

Обзор понятия "мотив"
Термин "мотив" – русифицированное французское слово "motif", в буквальном смысле слова обозначает "побуждение", или от латинского слова "moveo" – двигаю. А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В ...

Особенности развития коммуникативной сферы детей с ЗПР
Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их есте ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru