Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности
Первый стабильный период – «период совместимости» (8-16 недель беременности), который включает стадию принятия эмбрионом совместности (плод). Механизмом развития является отождествление эмбриона с организмом матери. В этот период наблюдается оккупация материнского тела и сознания, что проявляется в первом триместре беременности. Это можно назвать адекватной моделью неограниченной коммуникации и "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание. Второй критический период - «кризис фетальности» (15-22 недели беременности). Здесь механизмом развития служит обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологический смысл этого кризиса в том, что мать получает возможность придать смысл этим движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активности плода. Второй стабильный период - «стадия освоения» (20-28 недель беременности) Происходит отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. На этой стадии устанавливается регулярность движений и их соответствие материнским посланиям, устанавливается диалог.
В рамках кросскультурной психологии изучению психологии беременных женщин посвящены работы И.Л. Стальковой. Она рассматривает репродуктивное поведение как социальное явление. Автор пытается доказать, что репродуктивное поведение и установки каждой беременной женщины производны от соционормативной культуры общества и зависят от социальной культуры и образа жизни. И. Сталькова утверждает, что репродуктивная культура зависит от культуры разных человеческих ценностей, является весьма разнообразной и исторически изменчивой.
Особый интерес представляет исследование психологического содержания беременности, предложенное Е. Дойч. Она исследовала связь детских переживаний и фантазий беременности у матери с самочувствием, эмоциональной жизнью и практическим поведением беременной, то есть то, как «присутствие» проявляется в жизни и пренатальной общности.
Е. Дойч подробно описала и природу, и содержание конкретных форм «присутствия» детского опыта матери в текущей беременности. Она попыталась увязать «присутствие» матери и «присутствие» плода. Как уже упоминалось, такой единицей совместного «присутствия» в докоммуникативном периоде может быть симптом. В некоторых симптомах заметно присутствие эмбриона, например, в телесных (тошнота, отеки и т.п.), в других, например, органических отражается переход «присутствия» ребенка в «присутствие» матери, т.е. их появление, предшествует ощущению со стороны матери. Такие симптомы как эмоциональные страхи, возбуждение, угнетенность и т.п. - отражают обратный переход, поскольку вначале возникают как некое диффузное переживание, общее эмоциональное беспокойство.
В. Брутман выделяет центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком.
Интересные материалы:
Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
Как в российской, так и в зарубежной литературе обычно подчеркиваются негативные аспекты манипулятивного способа воздействия и его деструктивное влияние на личность как адресата воздействия, так и на манипулятора. Ю.А. Ермаков считает, чт ...
Актуальные проблемы специальной психологии
1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллекту ...
Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и предс ...