Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности

Информация » Особенность временной перспективы беременных женщин » Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности

Страница 1

Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.

В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

1. Фаза преднастройки. До беременности - формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале беременности (с момента узнавания и до момента шевеления) начинается формирование Я – концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не наделенного качествами «родного».

2. Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я», являющееся ростком будущей амбивалентности отношения к ребенку,и формирование нового смысла «родной», «свой», «мой (частичка меня)». В период после родов происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции. В дальнейшем происходит отделение витального смысла «родной» от социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а первый, наоборот, становится менее сильным и значимым.

В. Франкл, рассматривая проблемы экзистенциального вакуума и возникновения нусогенных неврозов, отмечал, что для большинства женщин наступление беременности является приобретением потерянного смысла жизни.

Беременность, в особенности первая, - «кризисная точка в поиске своей женской идентичности, так как это точка, из которой нет возврата, независимо от того, рождается ли в должный срок ребенок, случается выкидыш или делают аборт»,- считает Д. Пайнз. Беременность, с ее точки зрения, подразумевает конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать-дитя. Одна из обязательных внутрипсихических задач первобеременной включает внутреннее, физическое и ментальное приятие того, что можно назвать ее образом своего сексуального партнера. Это влечет за собой слияние новых либидонозных и агрессивных чувств с теми, которые уже заложены в женщине с опытом детства, в особенности ее отношениями с родителями и сиблингами и отношением к своему собственному телу. Беременность - не статичное состояние, а прерывный физиологический и эмоциональный процесс. Этот процесс включает в себя либидинозное заполнение образа (катексис) развивающегося и изменяющегося плода, который сперва является невидимой частью материнского тела и продолжением ее Собственного Я. Этот катексис плода должен позднее быть переведен на реального живого младенца, когда тот родится и станет отдельной частью объективного мира и продолжением, как самой матери, так и сексуального партнера. Таким образом, от молодой матери требуется не только достичь этой ступени, но и доказать свою способность делить подобные эмоционально нагруженные отношения с отцом ребенка.

Немалая роль в научной литературе отводится моделям пренатальной общности матери и ребенка, вопросам неоднородности периода беременности, на основании которых С. Фанти предложил интегративную модель беременности. В интегративной психологической модели беременности С. Фанти выделяет ступень воплощения, которая структурно включает в себя два критических и два стабильных периода. Первым критическим периодом он называет «кризис инобытия» (0-13 недель беременности), связанный с оплодотворением-зачатием. Механизмом развития в этот период является обособление оплодотворенной клетки от организма матери. С. Фанти описывает этот период как "внутриутробную войну", которая схожа по биологическим механизмам с «развитием опухоли». Для этого периода адекватны противоположные меры – организация сообщества беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Межличностные отношения в семье как предмет исследования в психологии
Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отн ...

Теория личности
Мы договорились, что личность определяется через конкретные понятия, которые в рамках данной теории считаются адекватными для полного описания или понимания человеческого поведения. Мы также договорились, что теория содержит ряд связанных ...

Эмоции
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К кл ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru