Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
Примером коррекционно-развивающей программы для дошкольного возраста можно привести следующие программы.
Семенака С.И. разрабатывает цикл коррекционно – развивающих занятий, направленных на формирование эмпатии и профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. По мнению Семенака С.И., выделяет в качестве важнейшего фактора контролирующего агрессию – формирование эмпатии. [11] В психологии под эмпатией понимается постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек, через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будут проявлять враждебность и агрессивность.
Известный педегог В.А. Сухомлинский дал следующую оценку эмпатии: «Глухой к другим людям – остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».
С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влияние социального окружения. На ранних этапах психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживания, проявляющееся на основе таких механизмов как заражение и идентификация. По мере становления второго компонента сочувствия доминирующую роль начинает играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. На основе этих компонентов у дошкольников возникает импульс к содействию другим , который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П.Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций». Содержание предлагаемых занятий направленно не решение следующих задач: расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; расширение способности к эмоциональному сопереживанию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания; формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным. [11] Данная программа хороша тем, что в ней очень подробно расписаны занятия по формированию эмпатии, что не мало важно для преодоления агрессивного поведения.
Интересные материалы:
Личностно – идентификационная сфера
Первичное влечение часто основано на трех стадиях: первая - интерес (а так же симпатия, или влечение), поэтому мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения. Вторая – страсть, влюбленность (а так же ...
Распространение восточных боевых искусств во всём мире, краткое пояснение о
развитии, культуре и философии айкидо
С каждым годом у традиционных систем физического и духовного самосовершенствования появляется всё больше поклонников. Открываются всё новые школы, клубы, ассоциации йоги, цигун и ушу. Издаются специальные книги, брошюры, журналы, китайски ...
Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, кот ...