Память и её разновидности

Информация » Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Память и её разновидности

Страница 2

память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память. В наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая – с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Эмоциональная

память – память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала – то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период.

Словесно-логическая

память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения.

Непроизвольная

память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. [37].

В произвольной

памяти процессы запоминания и воспроизведения А.В. Петровский характеризует как специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести, направляет свою активность на достижение цели [37].

Непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного. А в дальнейшем вступает с ним в сложные связи, которые по убеждению П.И. Зинченко, составляют основное содержание развития памяти. [17].

Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.

Процессы памяти

Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково. Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Другие же наоборот, быстро запоминаю, но и быстро забывают то, что когда то запомнили. У этих людей наиболее сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Таким образом, к процессам памяти многие исследователи и психологи относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывания материала.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее воспринятого материала.

Сохранение – это процесс удержания заученного материала в памяти. С точки зрения физиологии, это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкрепления.

Забывание – это процесс полной или частичной утери материала, хранящегося в памяти. Физиологической основой забывания является торможение временных связей.

Эти процессы в структуре памяти необходимо, как утверждает Р.С. Немов, рассматривать в единстве. Таким образом можно сказать, что память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс.[32].

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Психодиагностика
Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенносте ...

Генетика трехкомпонентной структуры темперамента
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критер ...

Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru