Психология поведения толпы

Информация » Психология поведения толпы

«Толпа – это универсальное средство «усреднения людей» - писал в своей работе Гюстав Лебон. В толпе исчезает личность. Чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой. Можно привести массу примеров, как вполне простое скопление людей начинает мыслить одинаково и становится неуправляемым. Причем люди делают это неосознанно, просто «как все». Нередко толпу используют как инструмент – политические митинги, шествия, демонстрации. Поэтому психология толпы всегда актуальная тема для исследования со стороны психологии.

Исследованием толпы занимались многие специалисты. Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Первые две статьи Лебона по вопросу массового поведения были опубликованы в 1895 г. в журнале "Научное обозрение", и самим фактом публикации в таком журнале была сделана заявка на подход к проблеме с научных позиций.

Представитель немецкой психологии народов Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной "Психологии народов".

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Основная идея его концепции - принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. В России конца XIX - начала XX веков оригинальные исследования массовидных явлений проводили М. Г. Михайловский (субъективная социология), затем В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология). В 30е же годы большая часть исследований в области социальной и политической психологии были сочтены неактуальными для социалистического общества и идеологически вредными.

Однако при Международном отделе ЦК КПСС существовал тогда ещё сильно законспирированный Институт общественных наук для теоретической и практической подготовки зарубежных революционных кадров. В рамках этого института профессору Ю. А. Шерковину удалось организовать исследовательскую группу, которая в 1971 году преобразовалась в первую на территории СССР кафедру общественной психологии.

Интересные материалы:

Сущность пессимизма как качества личности и причины его возникновения
Состояние современного общества сложилось таким образом, что немалая часть населения испытывает неудовлетворенность своих потребностей, дискомфорт. В результате этого у людей развивается такое человеческое качество как пессимизм. Под вли ...

Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие словесной памяти у детей начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения ...

Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотноше ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru